Мраморные панно собора Святого Марка

Храмовая архитектура средневековья поражает богатством своих интерьеров. Причем отделке пола уделялось не меньше внимания, чем церковным сводам, к созданию мраморных орнаментальных рисунков на полу храмов приглашались известнейшие художники того времени.

В этом отношении выделяется венецианский собор Святого Марка — в отличие от холодной торжественности и монументальности порфировых полов собора Святого Петра в Ватикане, его многочисленные мозаики, исполненные в византийском стиле, и наборный мраморный пол, удивительно гармонирующий с интерьером собора, поражает куртуазностью и почти домашним уютом.

   

Если обратить внимание на технику создания этих удивительных мозаик, можно заметить, что иногда все поле изображения, подобно паркету, образуется за счет плотно пригнанных одна к другой цветных штучных пластинок, иногда каждая из них врезалась в мраморные плиты, служащие фоном для орнаментального рисунка. В других случаях изображения животных или растений, являющиеся христианскими символами, слагались из множества небольших, одинаковых по форме кубиков.

Складываясь в геометрический орнамент из восьмиугольников, квадратов и кругов, включая в рисунок изображения растений и животных, мраморные панно на полу собора Святого Марка укладывались таким образом, чтобы гармонично соответствовать мозаикам его сводов и куполов. Площадь мозаичного пола составляет более двух тысяч квадратных метров, и значительная часть его орнаментов была задумана и выполнена флорентийским живописцем Паоло Уччелло, представителем Раннего Возрождения.

В сюжетах его мозаик павлин олицетворяет Воскресение, а щегол — бессмертную душу человека. Паоло Уччелло был одним из основателей научной теории перспективы, увлекался геометрией и включил в рисунок мозаичного пола собора Святого Марка многогранники, которые лишь двести лет спустя математически описал Кеплер. Благодаря старинным мастерам по созданию мраморных панно, интерьерам собора присуща изысканная декоративность и сказочность, а временами — фантастичность и куртуазность.

     


Хотя сам пол из плит полихромного мрамора был создан в XII веке, вставки мозаичных изображений, искусно выполненных из крохотных кусочков мрамора, различных по форме и размеру, продолжали создаваться вплоть до XV века. Несмотря на прочность этих мозаик, даже они не выдерживают многовекового наплыва посетителей и к тому же неоднократно повреждались наводнениями.

Когда ходишь по дорожкам, расстилаемым служителями для сохранности этого драгоценного пола, захватывает дух от его красоты, а представляя титаничность затраченного на создание мозаик труда, остается радоваться, что изобретен метод гидроабразивной резки, с помощью которого можно воссоздавать элементы мраморной мозаики практически любой формы.

Благодаря этому высокотехнологичному процессу современные художники и дизайнеры могут создавать уникальные мраморные панно с гораздо меньшими усилиями. С некоторыми из таких работ, воплощенных в жизнь по заказу наших клиентов, вы можете ознакомиться в галерее нашего сайта.


15.07.2013