Легендарный булат (часть1)

Массивные кованые люстры и подсвечники, каминные принадлежности из кованого металла — такой интерьер, если дополнить его висящими на стенах копиями старинного холодного оружия, украсит любой загородный особняк, придав обстановке романтичность рыцарского замка. Но достоверный антураж старины невозможно создать, если не включить в него элементов художественной ковки и таких атрибутов, как тускло поблескивающие клинки на стенах.

В одной из статей, размещенных на нашем сайте, вы могли прочесть о кузнечных традициях испанского Толедо, прославившегося коваными изделиями — украшениями и оружием из дамасской стали. Перед красотой толедских клинков, которые испанские мастера научились ковать из стали, привозимой из Дамаска, а позже, с появлением методов литья высокоуглеродистой стали, стали изготавливать самостоятельно, не останется равнодушным ни один ценитель и знаток кованого металла и холодного оружия.

Но знаете ли вы о том, что в Дамаске не производили знаменитую сталь, славу о которой по всей средневековой Европе разнесли крестоносцы? Туда её привозили в слитках, называемых «вутцами», а выплавляли знаменитую узорчатую сталь в Индии и Персии, и секретов своих древние восточные мастера так и не раскрыли. Они называли её «ал-фулад», а на Руси такие клинки с древних пор стали называть булатными.

Все тайны тигельного литья этой удивительной стали знали кузнецы, принадлежавшие к таинственной касте, спустившейся в княжество Пенджаб с Гималаев. Неповторимые узоры на стальных клинках, обладающих удивительными свойствами, появлялись за счёт наличия в толще металла крупных карбидов, образующихся в результате выработанных веками методов медленного охлаждения выплавленной высокоуглеродистой стали.

Выкованный из такой стали клинок можно было заточить до остроты бритвы и, главное, сохранить это состояние надолго. Лезвие сабли могло сгибаться, не ломаясь, более чем на девяносто градусов, одновременно обладая высокой упругостью, вязкостью и твердостью и способностью к самозатачиванию, оставаясь после боя таким же острым, как и до него. Саблю можно было носить, опоясавшись ею.

Булатные клинки с одинаковой легкостью рассекали в воздухе тончайший шелковый платок и рубили без ущерба для лезвия толстые гвозди. Даже когда в Европе научились делать твердые и прочные углеродистые стали, рыцарские кованые клинки ломались при столкновении с индийским оружием. Еще Александр Македонский поражался булатным доспехам индийского царя Пора — оружие македонцев не смогло оставить на них ни царапин, ни вмятин.

Лезвия настоящих булатных клинков, сохранившиеся до наших дней, имеют зеленоватый или синий цвет, а уникальный для каждого клинка узор напоминает рисунок на ткани. Секреты изготовления литого булата «табан», считавшегося особенно качественным даже на фоне уникальности этой стали, были утеряны к концу XII века даже в Персии, Индии и в Сирии, мастеров которой Тимур вывез в Самарканд, а к XV веку секрет литого булата был утерян окончательно. Сегодня кованые изделия из него, даже до крестовых походов стоившие баснословно дорого, просто бесценны. Они украшают частные коллекции восточных шейхов и экспозиции самых авторитетных музеев мира.


06.11.2013